Программа курса изучения церковнославянских шрифтов.
Занятия ведет Ромадина Нина Степановна художник-иконописец. окончила Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова факультет монументально - декоративного и прикладного искусства.
Член Московского союза художников и Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".
Окончила иконописную школу храма Святителя Митрофана Воронежского.
Семь лет преподает факультатив (каллиграфия и церковнославянские шрифты).
Курс изучения церковнославянских шрифтов начинается с тех упражнений кистевой каллиграфии, которые непосредственно нужны иконописцу:
работа мелкими кистями (иконописцу приходится делать мелкие надписи), проведение прямых линий (встречаются в любой иконе), рисование декоративных кистевых элементов, встречающихся в шрифте «вязь» для заполнения пустот и пробелов.
Раздел церковнославянские шрифты начинается со знакомства с понятиями «шрифт» и «шрифтовая гарнитура».
Далее происходит знакомство с важнейшими правилами, применяемыми в искусстве шрифта (учитывание оптических свойств глаза, правила устойчивости букв, особенности межбуквенных пробелов и др.)
Иконописец должен хорошо владеть 3 видами церковнославянских шрифтов: уставом, полууставом и вязью.
Устав (от греческого уставного письма) распространился на Руси с XI века. Благолепие – основное требование к начертанию букв.
Повторяя труд предков, писавших тростниковой палочкой по пергаменту, учащиеся работают специально заточенными деревянными и тростниковыми палочками и гусиными перьями по бумаге. Усвоенный навык закрепляется написанием кистью небольшого текста уставом.
Таким же образом учащиеся знакомятся с написанием букв шрифта полуустав, распространившимся на Руси с середины XIII века. Буквы пишутся быстрее, ближе друг к другу, с легким наклоном, более размашисто. (Полуустав дал толчок возникновению скорописи и вязи). В завершение знакомства с полууставом также выполняется небольшая шрифтовая композиция.
Вязь распространилась на Руси с конца XIV – нач. XV века. Определение «вязи», понятие «показатель вязи», 2 вида вязи - круглая (ранняя) и штамбованная (с сер. XVII века). Учащиеся копируют образцы вязи XV, XVI и XVII веков, знакомятся с вариантами соединения букв в виде монограмм и учатся самостоятельно применять лигатуры при написании текстов вязью как в увеличенном, так и в малом размере (7, 10 и 12 мм).
В заключение курса учащиеся по желанию выполняют законченную авторскую творческую орнаментально-шрифтовую композицию на церковнославянском языке.
Видео фрагмент урока на факультативе "Славянские шрифты"