Факультатив церковнославянские шрифты

Программа курса изучения церковнославянских шрифтов.



Занятия ведет Ромадина Нина Степановна художник-иконописец. окончила Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова факультет монументально - декоративного и прикладного искусства.

Член Московского союза художников и Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России".

Окончила иконописную школу храма Святителя Митрофана Воронежского.

Семь лет преподает факультатив (каллиграфия и церковнославянские шрифты).

Курс изучения церковнославянских шрифтов начинается с тех упражнений кистевой каллиграфии, которые непосредственно нужны иконописцу: 





работа мелкими кистями (иконописцу приходится делать мелкие надписи), проведение прямых линий (встречаются в любой иконе), рисование декоративных кистевых элементов, встречающихся в шрифте «вязь» для заполнения пустот и пробелов.

Раздел церковнославянские шрифты начинается со знакомства с понятиями «шрифт» и «шрифтовая гарнитура».

Далее происходит знакомство с важнейшими правилами, применяемыми в искусстве шрифта (учитывание оптических свойств глаза, правила устойчивости букв, особенности межбуквенных пробелов и др.)


Иконописец должен хорошо владеть 3 видами церковнославянских шрифтов: уставом, полууставом и вязью.




Устав (от греческого уставного письма) распространился на Руси с XI века. Благолепие – основное требование к начертанию букв.

Повторяя труд предков, писавших тростниковой палочкой по пергаменту, учащиеся работают специально заточенными деревянными и тростниковыми палочками и гусиными перьями по бумаге. Усвоенный навык закрепляется написанием кистью небольшого текста уставом.


Таким же образом учащиеся знакомятся с написанием букв шрифта полуустав, распространившимся на Руси с середины XIII века. Буквы пишутся быстрее, ближе друг к другу, с легким наклоном, более размашисто. (Полуустав дал толчок возникновению скорописи и вязи). В завершение знакомства с полууставом также выполняется небольшая шрифтовая композиция.








Вязь распространилась на Руси с конца XIV – нач. XV века. Определение «вязи», понятие «показатель вязи», 2 вида вязи - круглая (ранняя) и штамбованная (с сер. XVII века). Учащиеся копируют образцы вязи XV, XVI и XVII веков, знакомятся с вариантами соединения букв в виде монограмм и учатся самостоятельно применять лигатуры при написании текстов вязью как в увеличенном, так и в малом размере (7, 10 и 12 мм).


В заключение курса учащиеся по желанию выполняют законченную авторскую творческую орнаментально-шрифтовую композицию на церковнославянском языке.


Видео фрагмент урока на факультативе "Славянские шрифты"